Методика формирования учебного плана

Дисциплины гуманитарного, фундаментального и социально-экономического циклов вносят свой весомый вклад в профессиональное развитие личности, формируют уровень образованности и мышления, который включает знания и опыт использования общей методологии, философии, гуманитарных и фундаментальных знаний. Все эти дисциплины обеспечивают базу для усвоения профессиональных дисциплин.

Набор данных предметов формируется на основе двух факторов, а именно: объекта изучения и деятельности. При этом деятельность определяется тем набором элементов, которые присущи любому человеку в его жизнедеятельности и включает инвариантные ее виды. Они отражены в структуре личности и являются относительно самостоятельными, реально существующими видами деятельности, которые определяют сферы деятельности человека в целом.

Каждый из перечисленных видов деятельности включается в содержание образования двояко: с одной стороны - это отдельная учебная дисциплина, с другой - это сквозные компоненты, которые должны быть присущи любому учебному предмету.

Объектом изучения в данном случае является вся окружающая человека действительность, включающая и самого человека. Данная реальность отражается в структуре научного знания, которую можно определить, классифицируя определенным образом все имеющиеся науки.

История науки показывает, что вопросы классификации наук волновали мыслителей и философов более тысячи лет назад. В XI веке философ Ибн Сина подразделял науки на два вида: теоретический и практический. «Первый осведомляет нас о собственных действиях и называется теоретическими. Второй осведомляет нас о состоянии бытия вещей». Практические науки автор подразделял на науку об управлении собой и науку об управлении домом, а теоретические включали в свой состав науку высшую - богословие, среднюю - математику, низшую - науку о природе или физику.

Далее очень подробно классификацией наук занимался Ф. Энгельс, подразделив их на следующие виды: