Методика формирования содержания дисциплин профессиональной подготовки
Профессиональная подготовка, как один из компонентов содержания образования, направлена на формирование у обучаемых умений осуществлять определенные виды профессиональной деятельности, развитие профессионального интереса, профессиональных способностей и качеств личности.
Профессиональная подготовка является системой, включающей как внешние, так и внутренние связи. Установление этих связей даст нам возможность уяснить более детально сущность самого понятия «профессиональная подготовка».
Внешние связи профессиональной подготовки определяются тем, что она является компонентом содержания образования и, соответственно, взаимосвязана с образованием и компонентами содержания образования, такими, как общеобразовательная и политехническая подготовки. Основные ее элементы - это теоретическое обучение, практическое обучение и проектирование.
Для понимания сущности и задач каждого из компонентов профессиональной подготовки следует подробно остановиться на понятиях «знание» и «умение».
В традиционной трактовке современных авторов указывается, что теоретическое обучение направлено на формирование знаний, а практическое - на формирование умений и навыков. При этом история современного представления о понятиях «знание» и «умение» настолько разнообразна и в некоторой степени противоречива, что каждому педагогу следует самому принять определенную точку зрения на эти понятия. При этом надо учесть, что в Украине в 1999 году разработан стандарт Высшего образования, который определил основные понятия педагогики высшего образования.
Согласно этому документу, знания - это результат познавательной деятельности, ее проверенное общественной практикой и логически упорядоченное отображение в сознании человека. Знания - категория, которая отражает связь между познавательной и практической деятельностью человека. Знания выявляются в системе понятий, суждений, представлений и образов, ориентированной основы деятельности, которая имеет определенный объем и качество. Знания можно идентифицировать только тогда, когда они проявляются в виде умений выполнять определенные умственные или физические действия.