Методика формирования деятельности в теоретическом обучении

Сложные задачи представляют собой совокупность нескольких простых задач. Для их решения необходимо строить цепь из ряда умозаключений, анализировать несколько физических закономерностей.

Примером сложных качественных задач в электротехнике является анализ переходных процессов в электрических машинах и аппаратах при изменении режима работы. Например, двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением работает при постоянном напряжении и постоянном тормозном моменте. Как изменится частота вращения двигателя при увеличении сопротивления реостата в цепи обмотки возбуждения? При решении такой задачи в процессе логических рассуждений необходимо проанализировать ряд зависимостей, а именно зависимого магнитного потока от тока возбуждения; зависимого э. д. с. от магнитного потока; зависимого тока в якоре от э. д. с, электромагнитного момента от магнитного потока и тока якоря и т. д.

Основной классификацией, применяемой при подготовке задач для закрепления или формирования деятельности и контроля, является классификация по степени сложности и активности. По ней можно определить, что это задачи, соответственно, первого, второго, третьего и четвертого уровней достижения целей.

Преподаватель при подготовке к занятиям по заданной теме должен определить цели задач, выбрать соответствующие им типы, после чего сформулировать их условия, определив возможность вариаций известных и неизвестных величин, после чего составить уже условия задач.

После этого преподавателю необходимо для каждой из задач на основании цели и содержания разработать варьируемые элементы, на основании которых разработать комплект задач с решениями. Пример приведен ниже. Далее, после проектирования или создания средств решения самих задач, следует разработать технологию их применения в учебном процессе. И в этом случае определенную роль играет их цель или условия их применения.