Методика анализа психологических характеристик обучаемых и учебной группы

Лидеры с положительной, общественно полезной направленностью всегда являются ядром коллектива. Их можно сравнить с кристаллами, вокруг которых формируется общественное мнение. Вот почему один из «секретов» руководства состоит в том, что руководитель коллектива должен всегда считаться с лидерами, стараться делегировать им свои полномочия и силу. Руководитель должен учитывать их авторитет в коллективе, привлекать их к управлению, разделяя с ними свои функции и свою ответственность. Коллектив без лидеров - это обычно аморфная масса .

Искусство руководить — это не только уметь общаться и взаимодействовать с каждым членом коллектива, это еще и искусство сотрудничать с лидерами, использовать их влияния на коллектив в целях его сплочения, создавать в нем здоровую творческую атмосферу. Вот почему совершают ошибку те руководители, которые видят в лидерах прежде всего своих соперников и пытаются в любом подходящем случае избавиться о них . К таким маневрам обычно прибегают те руководители первичных коллективов, которые в силу различных обстоятельств и причин сами еще не обладают в глазах коллектива статусом лидера. Сама жизнь и современные исследования показывают, что наибольших успехов в деятельности достигает тот коллектив, в котором фиксируется феномен совпадения лидерства и руководства, т.е. лидеры являются одновременно и руководителями.

В коллективах, где соблюдаются эти принципы руководства, наблюдается высокая эффективность деятельности, здоровый психологический климат. Неизбежно возникающие производственные и межличностные конфликты решаются оптимально, усилия и старания каждого становятся достоянием гласности.

Одна из сегодняшних задач состоит в том, чтобы на основе дальнейшего расширения и углубления демократии, проведения выборов руководителей с участием нескольких кандидатов утвердить совпадение лидерства и руководства в качестве одного из важнейших принципов демократического управления.

Необходимо отметить также, что в каждой первичной группе выдвигается обычно два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функции эмоционального лидера состоят в создании должного психологического климата в группе, в заботе об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра или советчика. Инструментальный лидер - тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности и координирует общие усилия на достижение целей.