Методика анализа психологических характеристик обучаемых и учебной группы
В этой системе отношений место каждого индивида не зависит от приказов и положений, а определяется его личностными действиями, а именно - отношением к труду, себе, окружающим, обществу. Возможны случаи, когда человек, обладающий высоким социальным статусом, оказывается вдруг в числе тех, кто не пользуется уважением в коллективе, а рядовой член коллектива может быть его центром, в числе самых авторитетных и любимых.
Неформальные отношения, тесно переплетаясь с формальными, окрашивают, очеловечивают их, придают им те оттенки, без которых последние оставались бы бездушными, бюрократическими. Положение личности в системе неформальных отношений обычно рассматривается в контексте таких понятий, как «психологический статус», «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер», «не предпочитаемый» .
Каждый член первичной группы в системе неформальных отношений обладает определенным психологическим статусом, т.е. мерой авторитета, уважения, привлекательности.
Психологические статусы могут быть высокими, средними, положительными и отрицательными. Структура формальных отношений в первичной группе может быть представлена в виде следующей иерархической лестницы:
- лидеры;
- предпочитаемые;
- аутсайдеры;
- не предпочитаемые .
Высокий положительный статус имеют лидеры и предпочитаемые, нулевой -аутсайдеры, низкий или отрицательный - не предпочитаемые.
Статус лидера всегда имеют самые авторитетные и уважаемые члены коллектива. Появление лидера, общение и взаимодействие с ним вызывает у окружающих положительные эмоции. В межличностных конфликтах он часто берет на себя роль арбитра. Члены коллектива охотно обращаются к нему за советом и помощью. Обычно член коллектива становится одним из его лидеров в силу своих личностных и характерологических особенностей профессионального мастерства, характера отношений к труду и коллективу.