Методика анализа психологических характеристик обучаемых и учебной группы

В этой системе отношений место каждого индивида не зависит от приказов и положений, а определяется его личностными действиями, а именно - отношением к труду, себе, окружающим, обществу. Возможны случаи, когда человек, обладающий высоким социальным статусом, оказывается вдруг в числе тех, кто не пользуется уважением в коллективе, а рядовой член коллектива может быть его центром, в числе самых авторитетных и любимых.

Неформальные отношения, тесно переплетаясь с формальными, окрашивают, очеловечивают их, придают им те оттенки, без которых последние оставались бы бездушными, бюрократическими. Положение личности в системе неформальных отношений обычно рассматривается в контексте таких понятий, как «психологический статус», «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер», «не предпочитаемый» .

Каждый член первичной группы в системе неформальных отношений обладает определенным психологическим статусом, т.е. мерой авторитета, уважения, привлекательности.

Психологические статусы могут быть высокими, средними, положительными и отрицательными. Структура формальных отношений в первичной группе может быть представлена в виде следующей иерархической лестницы:

- лидеры;

- предпочитаемые;

- аутсайдеры;

- не предпочитаемые .

Высокий положительный статус имеют лидеры и предпочитаемые, нулевой -аутсайдеры, низкий или отрицательный - не предпочитаемые.

Статус лидера всегда имеют самые авторитетные и уважаемые члены коллектива. Появление лидера, общение и взаимодействие с ним вызывает у окружающих положительные эмоции. В межличностных конфликтах он часто берет на себя роль арбитра. Члены коллектива охотно обращаются к нему за советом и помощью. Обычно член коллектива становится одним из его лидеров в силу своих личностных и характерологических особенностей профессионального мастерства, характера отношений к труду и коллективу.