Методика анализа организационно-педагогических характеристик

Как уже отмечалось выше, способы формирования базового материала реализуют межтемные связи. К этим способам предъявляются требования полного охвата базового материала и быстрота его усвоения. В соответствии с этим формирование базового материала должно осуществляться путем быстрого и четкого воспроизведения необходимой информации с целью ее восстановления в памяти обучаемых. Для этого преподавателю необходимо предварительно представить заданную информацию в виде опорного конспекта или логической структуры.

Структура деятельности по анализу базовых умений Другим способом формирования базового материала является включение его в ориентировочную основу деятельности при изложении нового материала. В этом случае текст изложения следует строить с учетом базового материала, дополняя некоторые его разделы и подразделы.

Третьим, наиболее эффективным способом формирования базового материала, является решение задач с меж предметным содержанием. Это способствует обобщению и систематизации знаний по нескольким предметам одновременно, достигается единство и взаимосвязь, формируются комплексные умения. Продуктом деятельности по формированию базового материала являются условия задач с описанием порядка их использования в учебном процессе.

Выполнение данного этапа дидактического проектирования удобно проводить путем заполнения таблиц. Пример таблиц, в том числе и заполненных, для условия подготовки электриков приведены ниже.

Одним из основных способов формирования базового материала является повторение.

Повторение изучаемого материала на занятии проводится систематически с целью предупреждения забывания. От того, насколько правильно организовано повторение, зависит прочность знаний и их глубина. Целесообразная методика повторения является одним из решающих условий повышения эффективности учебного процесса. Повторение не всегда дает положительные результаты. Чтобы оно было эффективным, оно должно проводиться систематически на каждом занятии и в определенной последовательности. Повторять необходимо весь изучаемый ранее материал, но с различной степенью подробности и обязательно «к месту» или с учетом новой ситуации. Материал, который повторяется, должен являться базовым для того или иного случая или того или иного урока, темы, раздела. То, что ранее, по мнению преподавателя, было усвоено хорошо, должно повторяться бегло, в обзорном плане, а трудный материал, сложные умения можно повторять тщательно и неоднократно, до полного усвоения.