Методика анализа организационно-педагогических характеристик
К ним относятся следующие параметры:
- эмоциональное отношение к курсу, предмету, преподавателю;
- базовые знания;
- психологические характеристики обучаемых и группы.
Эти характеристики определяются не на самом уроке непосредственно, а в течение всего процесса обучения путем наблюдения, анализа и тестирования.
Эмоциональное отношение к учебе и психологические характеристики определяются в основном путем педагогических наблюдений. При этом хорошим приемом является проведение на классном часе тестирования по методике определения профессиональной направленности, в результате чего можно определить склонности того или иного обучаемого к определенному виду деятельности в определенной сфере техники, искусства, культуры.
Анализ базовых знаний и опыта личности
Анализ базовых знаний и опыта личности включает несколько аспектов деятельности преподавателя и проводится как перед началом изучения нового учебного курса , так и перед изучением каждой из тем .
В основе анализа базовых знаний лежит умение преподавателя выделять необходимый базовый учебный материал путем анализа межтемных и межпредметных связей, а также умения разрабатывать средства контроля, позволяющие за небольшой промежуток времени получить полное представление о реальных умениях обучаемых, необходимых для освоения ими нового материала.
Но деятельность преподавателя в данном направлении этим не ограничивается, ибо при получении плохих результатов контроля необходимо определить способы формирования необходимых базовых знаний и умений за небольшой промежуток времени, в противном случае изучение нового материала будет затруднено и не даст положительных результатов.
Для осуществления представленного выше процесса деятельности необходимо владеть информацией о межтемных связях и способах их реализации. Понятие «связь в обучении» дает возможность собрать воедино все элементы учебного процесса.