Менталитет в структуре образовательно-педагогической аксиологии
1. Менталитет – это критериальные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения личности, группы, общества или социума в целом. Будучи производным от религии, истории, культуры, философии и образования, а также от реальных условий жизни социума, менталитет предопределяет в наиболее общем виде мотивы и установки деятельности, вполне конкретные поступки людей, которые) сознательно или бессознательно, но именно на основе сложившейся в данном социуме ментальности воспринимают действительность и проявляют к ней соответствующее отношение.
2. Менталитет не тождественен индивидуальному или общественному сознанию, предполагающему наличие вполне конкретных физических носителей этого сознания. Сознание не существует вне личности или коллектива людей. Менталитет же, если речь идет о менталитете социума в целом, может «оторваться» от конкретных физических носителей и существовать в социуме в виде некой духовной субстанции , который создается разными поколениями людей, в то или иное время живших в данном социуме, и за счет естественной связи времен, наследования духовных ценностей поколений и актуализации социальной памяти объективно существует в любом социуме в виде субъективной, реальности до тех пор, пока данный социум не прекратит по тем или иным причинам свое существование на уровне соответствующей идентификации.
3. Отношения в системе социум – ментальность, точно так же, как и отношения в системе ментальность – образование, – это отношения обоюдной зависимости, обоюдной связи. Именно от менталитета данного социума зависит и состояние данного социума и, что важно подчеркнуть, динамика его развития. Но именно динамика социальной жизни, особенно, если она осложняется искусственными, допинговыми ускорителями ведет к более или менее быстрым изменениям менталитета. Менталитет, при всей своей устойчивости, принципиально подвижен. И именно это обстоятельство заставляет с должным вниманием рассмотреть проблему влияния на менталитет. Вполне понятно, что от того, каким образом и в каком направлении осуществляется это влияние, зависят буквально судьбоносные изменения в социуме, его возможное движение как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Указанное влияние на ментальность социума и систему его ценностных ориентиров, в частности, в сфере образования, как свидетельствует история, может быть специально организованным. Чаше всего оно связано с насилием, с искусственной деформацией ментальных характеристик и социума, и личности. Но сам по себе факт возможности влияния и даже управления ментальностыо, на наш взгляд, неоспорим.