Менталитет в структуре образовательно-педагогической аксиологии
Но столь опасный мировоззренческий тупик может быть преодолен, если в систему жизненных ценностей любого социума войдут на инвариантом уровне абсолютные ценности человеческого бытия, ориентированные на высшие нравственные приоритеты. В этом смысле не так уж важно, каким путем эти ценности и приоритеты возникли – в виде божественного откровения или в виде многовековой аккумуляции опыта человечества, мудрости и смысла человеческого бытия.
7. В заключение отметим, что уже само прикосновение к проблеме ментальности, особенно к проблемам управления ментальностью – задача столь же важная, сколь и ответственная, чреватая насильственными перегибами и волюнтаристскими соблазнами... Опасность бездумного решения менталеобразуюших проблем, в том числе и проблем образовательно-педагогической аксиологии, требует понимания огромной и вполне материальной мощи когерентно сфокусированной ментальной энергии. Поэтому весь процесс менталеобразования, укладывающийся в методологическую триаду «знание – познание – преобразование» должен самым внимательным образом оцениваться с позиций общечеловеческой морали и высочайшей, буквально цивилизационной ответственности.