Менеджмент и маркетинг в сфере профессионального образования
Маркетинг образовательных услуг (МОУ) – это информационно-аналитическое обеспечение удовлетворения образовательных потребностей населения с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы образования.
Образование сегодня является одной из наиболее динамично растущих и перспективных сфер экономики. Маркетинг образовательных услуг (МОУ) – это наука, изучающая рынок платных образовательных услуг; деятельность по продвижению и распределению образовательных услуг; философия образовательного бизнеса. Применение маркетинга дает возможность каждому образовательному учреждению отслеживать ситуацию на рынке труда и в соответствии с ней корректировать объем и качество образовательных услуг.
Цели маркетинга образовательных услуг следующие: формирование условий развития системы образования, которая обеспечит удовлетворение образовательных потребностей личности и общества в целом с учетом потребностей регионального рынка труда; сохранение и развитие системы образования в условиях рынка. Сфера применения МОУ, в первую очередь, – это платные образовательные услуги; в более широком понимании – это исследование соответствия всех образовательных услуг государственному образовательному стандарту, требованиям рынка труда.
МОУ – это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:
• личности – в образовании;
• учебного заведения – в развитии и благосостоянии его персонала;
• общества – в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала.
Эффективное удовлетворение этих потребностей – цель маркетинга в образовании, критерий его эффективности.
Условия осуществления МОУ следующие:
1. Создание правого поля, экономических механизмов функционирования ОУ в этом поле.