Личностные трудности, влияющие на характер общения у дошкольников
Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасывает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.). Иногда агрессивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых. Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.
Причины агрессивного поведения могут отражать различные эмоциональные переживания ребенка. Например:
• боязнь быть обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения; Ф переживание обиды или душевной травмы;
• неудовлетворенная потребность в любви и внимании;
• протест против ограничения каких-либо естественных желаний или потребностей (скажем, в активной деятельности).
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеют характер взаимоотношений в семье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком .
Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психологу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранных взрослыми мер влияния на ребенка.
Основные направления содержания коррекционной работы: