Личностные трудности, влияющие на характер общения у дошкольников

Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в общении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой — может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

Агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, форма агрессии, чреватая неприятностями и для самого носителя, и для его окружения.

Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно получить результат, достичь цели.

Существует несколько категорий агрессивного поведения , мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.

1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраждебное само защитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для зашиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, способностью к адаптации.

2. Враждебная деструктивность — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат-сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся не-значительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу не-. зрелости его нервной системы, поэтому физическая реакция может быть для него наиболее удовлетворительной и результативной, особенно при ограниченной способности к самовыражению.

Враждебная деструктивность проявляется в форме физической и вербальной (словесной) агрессии.