Личностные трудности, влияющие на характер общения у дошкольников

На формирование самооценки оказывает влияние множество факторов: особенности воспитания и социального опыта, личностные особенности, объективные факторы (наличие или отсутствие тех или иных качеств). Педагог должен корректировать неадекватную само-оценку ребенка целенаправленными воспитательными воздействиями — подчеркиванием успехов ребенка, его достижений за какой-то временной период («ты уже научился делать то-то и то-то...»), выражением уверенности в его возможностях («У тебя обязательно получится!»). Нужно поощрять проявления всякой инициативы, формировать адекватное отношение к успехам и неудачам. Принятие малыша взрослым играет немаловажную роль в преодолении им личностных трудностей: ребенку необходимо ощущать, что его любят, положительно к нему относятся, даже если у него что-то не получается. Хорошим подспорьем являются коллективные игры, организуемые взрослым, так как создают условия для успеха, получения нового опыта, улучшают отношения внутри детской группы, тем самым повышая уверенность ребенка в себе.

Завышенная самооценка может быть следствием воспитания, например, по типу кумира семьи, вседозволенности, а в иных случаях является компенсацией эмоционального неблагополучия ребенка, стремлением доказать, что он — лучше всех и таким образом способен добиться популярности и успеха. При завышенной самооценке будет оптимальным, во-первых, налаживание отношений с другими детьми, формирование уважительного отношения, приятия, сопереживания. Ребенку нужно дать понять, что каждый в группе по-своему особенный и сравнивать детей нужно только с самим собой. Педагог может моделировать проблемные ситуации для каждого конкретного случая, использовать ролевые игры, в которых ребенок сможет увидеть свое поведение и его резуль-таты как бы со стороны и расширить свой поведенческий репертуар. Кроме того, взрослому следует демонстрировать своим примером адекватное отношение к чужим успехам и неудачам, критически оценивать в присутствии детей свой возможности и результаты.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11   Следующая > В конец >>