Личностные трудности, влияющие на характер общения у дошкольников

Самооценка ребенка может быть очень высокой либо очень низкой, или может находиться на среднем уровне. Для детей дошкольного возраста обычно характерна недифференцированная завышенная самооценка. Примерно к 7-летнему возрасту ребенок начинает оценивать себя более дифференцированно: он отграничивает отношение к себе от оценки своих поступков, от своих возможностей выполнить ту или иную деятельность, добиться определенных результатов. Важно, чтобы ребенок мог реально оценить свои возможности, так как от этого напрямую зависит его положительное (отрицательное) самоощущение. В поведении адекватная самооценка выражается в решительности, бодрости, общительности, желании контактировать с другими; в играх дети спокойно воспринимают ситуацию проигрыша (во всяком случае, это не вызывает у них бурных эмоциональных реакций).

Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. В поведении заниженная самооценка может проявляться в низкой активности, неуверенности, повышенной ранимости, обидчивости. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.

На индивидуальном коррекционном занятии с ребенком, имеющим трудности в развитии когнитивной сферы, я оказывала малышу различные виды стимулирующей помощи в достаточно знакомой ему деятельности. Стараясь эмоционально поддержать Костю, я хотела поделиться с ним собственной уверенностью в его силах: «Я знаю, что ты с этим справишься!». «Нет, я — глупый», спокойно констатировал Костя.

Думаю, что в приведенном примере речь не об адекватной или дифференцированной самооценке, скорее всего, такая самооценка мальчика являлась результатом неблагоприятного опыта, навешивания ярлыков со стороны взрослых или детей, на основании чего ребенок успел сделать выводы о своих способностях.

Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе — завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремится везде быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.