Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных. Если рассмотреть эти элементы применительно к будущему специалисту — выпускнику вуза, то мы получим следующие параметры:
• технические — специальность, и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы использования; получаемый документ и др.;
• экономические — затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов;
• социально-организационные — учет социальной структуры потребителей ; национальных и региональных особенностей в организации производства, т.е. подготовки выпускников, сбыта — трудоустройства и рекламы будущих специалистов.
Конкурентоспособность выпускников — будущих специалистов во многом определяет и конкурентоспособность самих вузов, однако между этими понятиями имеются и важные отличия.
1. Конкурентоспособность вуза, отражающая его отличия от соперничающих вузов и других учебных заведений, применима к довольно длительному периоду. Конкурентоспособность товара — в нашем случае будущего специалиста, определяется в любой, небольшой с точки зрения экономики промежуток времени. Однако здесь необходимо отметить, что специфика выпускника как товара вуза состоит и в том, что его конкурентоспособность также длительного пользования. Именно поэтому вузу требуется значительное время для того, чтобы получить статус конкурентоспособного. Если же это случается, то в течение достаточно долгого времени вуз может пользоваться этим статусом как своего рода гарантией. Вместе с тем однажды завоеванная конкурентоспособность предъявляет повышенные требования к организации жизнедеятельности учебного заведения.
2. В отличие от конкурентоспособности товара, оценку работе предприятия дает не только потребитель , но и сам производитель . Именно они определяют, выгодно ли им при данных условиях создавать товар.