Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества
1) определения требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества;
2) выбора идеализации образовательных технологий, соответствующих этим требованиям.
Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, поэтому становится возможным и необходимым применять к ее функционированию некоторые экономические категории, такие как "рынок", "товар", "спрос", "предложение", "конкуренция", "конкурентоспособность", "маркетинг".
Попробуем рассмотреть взаимосвязи этих понятий применительно к главному результату деятельности вузов — выпускнику, будущему специалисту.
Рыночный подход к специалисту. Среди разнообразных потребностей рыночной экономики интересуют, прежде всего, потребности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии и самореализации личности, а также потребности отдельных предприятий, организаций и общества в целом в высококвалифицированной рабочей силе, в накоплении и использовании научно-технического и культурного потенциала.
Вузы как раз и предназначены для удовлетворения этих потребностей. Уровень удовлетворения потребностей отдельными вузами зависит от истории и времени их создания, от качества материально-технической, научной, информационно-методической базы и преподавательского потенциала. Каждый наш вуз в силу отмеченных выше особенностей вступил в систему рыночных отношений с разным стартовым капиталом и вынужден как бы заново подтверждать целесообразность своего существования. Одним из важных критериев деятельности вузов является качество выпускаемого продукта — выпускника, будущего специалиста. В данном случае рассматривается именно этот продукт деятельности вуза, хотя хорошо известно, что он не единственный.