Концепция цивилизационного подходя к изучению историко-педагогического процесса
Парадигмальный смысл при концептуальном осмыслении историко-педагогического процесса категория «цивилизация» приобретает благодаря способности выражать историцированную природу человека сквозь призму совокупности всех форм его общественной жизнедеятельности. Их конкретное многообразие, концентрирующееся вокруг устойчивых ядерных культурных образцов, которые определяют общность социальных отношений, традиций и идей, возрастает по мере локализации цивилизационного процесса во времени и пространстве. Опираясь на имеющиеся в обществознании трактовки категории «цивилизация», можно выстроить иерархию взаимодополняющих друг друга понятий – «человеческая цивилизация», «цивилизация-стадия», «великие цивилизации», «локальные цивилизации», «мировая цивилизация», которые способствуют разработке целостной теоретической интерпретации сущностного единства, социокультурного многообразия конкретных форм существования и направленности развития историко-педагогического процесса.
Понятие «человеческая цивилизация» характеризует общественную историю в целом, социальную форму движения материи как таковую. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте человеческой цивилизации позволяет выявить его универсальное сущностное основание, придающее этому процессу статус атрибута общественной истории и задающее всеобщие рамки, в которых только и может осуществляться его последующая конкретизация.
Понятие «цивилизация-стадия» характеризует тот этап в развитии человеческой цивилизации, когда в результате перехода от естественного половозрастного к общественному разделению труда утверждается новый тип социальности, противостоящий первобытнообщинному строю; естественно-сложившиеся формы и способы организации жизни человеческого рода изживают себя и отступают перед новыми собственно общественными принципами. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте цивилизации-стадии позволяет выявить присущий ей обобщенный тип воспитательно-образовательной практики и педагогической мысли.
Понятие «локальная цивилизация» характеризует те естественно данные в истории единицы, которые, имея, как ПРИВИЛО, этническую и государственную определенность и будучи связанными внутри себя общностью ядерных социальных отношений, культурных традиций и идей, образуют социокультурные организмы, покрывающие «поле» цивилизации-стадии. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте локальных цивилизаций позволяет выявлять специфические устойчивые подходы к постановке н решению педагогических проблем, которые сформировались в рамках конкретно-исторических типов обществ.