Концепция цивилизационного подходя к изучению историко-педагогического процесса
Понятие «великая цивилизация» характеризует группы локальных цивилизаций, особенности стиля жизни которых определяются универсальными социокультурными. Все великие цивилизации – Западная, Ближневосточная, Южноазиатская, Дальневосточная – имеют региональный полиэтнический характер и обладают обширной периферией. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте великих цивилизаций позволяет выделить то особенное, что характеризует теорию и практику воспитания и образования соответствующих групп локальных цивилизаций и может быть представлено в форме интегративных базисных педагогических традиций, специфических для Западной, Ближневосточной, Южиоазиатской и Дальневосточной цивилизации. Базисные педагогические традиции великих цивилизаций являют собой устойчивые стереотипы, обусловливающие предельно общие рамки способов постановки и решения воспитательно-образовательных проблем, детерминированные глубинными особенностями данных социокультурных систем. Они просматриваются как базисные в масштабе великих цивилизаций в целом, проявляясь с разной степенью отчетливости в различных конкретных ситуациях, но в качестве тенденций в явном или неявном виде существуя на протяжении всей их истории и являясь в конечном счете ведущими.
Базисные педагогические традиции великих цивилизаций включают в себя стереотипы, детерминирующие характер педагогического действия как действия социального, который, согласно М. Веберу, может определяться, во-первых, целерационально, ориентируясь на достижение прагматического успеха, практического результата; во-вторых, ценностнорационально, ориентируясь на безусловно принятую систему религиозных, идеологических, этических и т.п. ценностей; в-третьих, традиционно, ориентируясь на механическое воспроизведение привычки; в-четвертых, аффективно, эмоционально, ориентируясь на актуальные эффекты и чувства. Конкретное педагогическое действие может включать в себя момент аффективности, являясь непосредственной эмоционально окрашенной ре-акцией воспитателя на действия или слова воспитуемого, на ту или иную ситуацию. Но сама постановка педагогических целей, выбор средств их реализации как в теории, так и на практике могут преимущественно определяться целерационально, ценностнерационально, традиционно .