Концепции развивающего обучения

Текущая контрольно-оценочная деятельность учащихся предполагает глубокое осмысление ими учебного материала, прочное овладение им. При этом она должна быть всеобъемлющей, т.е. проводиться по каждому пункту установленного учебного минимума знаний, умений и навыков, а также охватывать одновременно всех учащихся.

Итоговый контроль и оценка знаний учащихся по каждой теме проводятся учителем при самом активном участии школьников. Он связан с обобщением пройденного материала, с коллективным обсуждением результатов текущей контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Учет результатов текущего и итогового контроля и оценка работы учащихся ведутся самими школьниками. Задача учителя состоит в том, чтобы осуществлять систематический диагностический контроль за формированием у учащихся учебных умений и психических процессов, развитием их способностей, интересов и склонностей, социальным становлением и образованием у них наиболее значимых личностных качеств.

Вся контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя должна проводиться так, чтобы у каждого ученика воспитать чувство личной ответственности за результаты учения, поведения, работу всей группы и всего класса и обеспечить каждому эмоциональное благополучие в классе.

Существующая практика контроля и оценки знаний учащихся не соответствует изложенным требованиям.

Концепция Н.Н. Поспелова. Согласно этой концепции школьное обучение должно быть ориентировано на формирование мыслительных операций, выступающих условием и средством организации развивающего обучения. Формирование любой мыслительной операции проходит несколько стадий:

- стихийную, в ходе которой ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;

- полустихийную, когда ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не понимает существа этой операции;

- сознательную, когда ученик сознательно использует правила мыслительной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы.