Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования
Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Оно обеспечивает систематизацию и представление информации из общедоступных баз знаний, а также сертификацию знаний, расширяет доступ к учебным материалам и методическим ресурсам, повышает комфортность обучения, не отрывает от основной работы.
Дистанционное образование открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Оно дает возможность осуществлять довузовскую подготовку. Это позволяет получать образование в удобное время без изменения места жительства; предоставляет равные возможности сельским школьникам в подготовке к вступительным экзаменам.
Для всех выделенных направлений существует своя специфика, связанная с предметной областью и возрастными особенностями обучаемых.
В последние годы все большее распространение получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на:
а) интерактивном телевидении (two-way TV);
б) компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
в) сочетании интерактивного телевидения и компьютерных телекоммуникационных сетей;
г) компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.
Дистанционное обучение предполагает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей, предназначенное для самообразования, так как они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения в мировой практике базируется на шести известных моделях.
Модель 1. Обучение по типу экстерната.
Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.