Клинические основы специальной педагогики
Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс. Это может быть инфекция, травма, передача неблагоприятных наследственных признаков, приводящих к повреждению анатомических или функциональных структур организма человека. Лица с отклонениями в развитии нуждаются в медицинской помощи.
Любая медицинская помощь начинается с диагностики — выяснения сущности патологических проявлений различных повреждений и их причин. Производится медицинское обследование, в результате которого врач определяет возможности и способы лечения, прогнозирует ожидаемый от него эффект. Могут быть предприняты медикаментозные, физические и оперативные способы лечения. Если они не дают желаемых результатов, предпринимается симптоматическое лечение и основная надежда на возвращение человека к полноценной жи3недеятельности возлагается на специальную педагогику. Специальная педагогика помогает развить, закрепить и усилить эффект, достигнутый с помощью медицины, а также помогает человеку научиться полноценно жить с тем недостатком, который нельзя преодолеть медицинским путем.
Следовательно специальная педагогика самым тесным образом связана с биологией человека, медициной и ее различными отраслями . Совокупность основных знании из этих наук составляет для специальной педагогики ее клинические основы.
Клинические основы значимы для специальной педагогики потому, что при проведении психолого-педагогической диагностики и построении индивидуальной коррекционно-образовательной программы они позволяют:
увидеть биологические и социальные причины возникновения‚ отклонения в развитии;
понять сущность произошедших в организме повреждений;
понять особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов и систем организма;
определить обходные пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;