Как и во что играть с агрессивным ребенком

Сразу отметим, что агрессивность как свойство личности ребенка или взрослого следует отличать от "доброкачественной" агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда человеку ничто не угрожает. Такая ситуативная агрессия имеет совершенно нормальный защитный характер, и вряд ли стоит корректировать ее в поведении ребенка. В этом случае имеет смысл просто научить его адекватным и принятым в обществе способам проявления агрессивных чувств. Говоря же об истинной ("злокачественной") агрессивности, мы имеем в виду устойчивые свойства личности, которые выражаются в повышенной готовности к агрессии. Внешние проявления агрессивности могут несколько различаться в разные возрастные периоды.

Так, у дошкольников и младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики:

- часто теряют контроль над собой;

- часто спорят и ссорятся с окружающими;

- отказываются выполнять просьбы взрослых;

- могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;

- склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);

- часто испытывают чувства злости, гнева и зависти;

- не способны забыть об обиде, не отплатив;

- мнительны и раздражительны.

У детей среднего школьного возраста и подростков агрессивность может проявляться следующим образом:

- часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом);

- периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы);

- не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически);



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  Следующая > В конец >>