Изучение особенностей сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях
Сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Наряду с этим в сотрудничестве возникает общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство его участников, осуществляется обмен идеями, мыслями, взглядами, информацией между ними, что позволяет согласовывать, объединять, координировать общие усилия для достижения цели.
Для сотрудничества характерны вместе обдуманные согласованные действия участников, направленные на решение разнообразных задач при общем взаимопонимании и взаимопереживании за результат совместной деятельности. Все это дает основание рассматривать сотрудничество как согласованную деятельность людей по достижению совместных ценностно значимых целей и результатов.
Согласование, договоренность участников взаимодействия осуществляется с момента принятия цели совместной деятельности и завершается на этапе ее достижения.
Для выявления или уточнения особенностей отношения старших дошкольников к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, а также изучения представлений старших дошкольников о сверстниках как возможных партнерах совместной деятельности, о правилах и способах сотрудничества используются беседы с детьми, наблюдения на занятиях и в специально организованных диагностических ситуациях.
Примеры вопросов для беседы с ребенком
• Нравится ли тебе заниматься?
• Какие занятия тебе больше нравятся? Почему?
• Какие занятия ты не очень любишь? Почему?
Данные вопросы позволят выявить отношение детей к обучению на занятии, содержание деятельности, вызывающей наибольший интерес (личностный, познавательный, эстетический, интерес к учебной деятельности, случайный интерес) у дошкольников и его причины.