Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе
Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.
Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.
Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма (о которых уже шла речь в главе второй), позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.
Темп предъявления информации с экрана задается его создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определенными паузами.
Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, использованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, дикторским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ничего изменить не может.
Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи.
Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:
а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;
б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредственным наблюдениям;
в) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;
г) с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями;
д) с микро- и макрообъектами.
Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фрагментов и кинокольцовок; видеофильмов.
Требования к учебному фильму: