Инновационная модель технологии управления качеством образования
Тактической подсистемой управления является подсистема реактивного усовершенствования образовательной технологии. Если стандартные корректировки процесса не устраняют выпуск "брачной продукции" в системе TQM, применяют процедуру реактивного усовершенствования, включающую семь шагов:
• выбор темы работ по усовершенствованию. Сбор и анализ информации;
• выявление главной причины встречающегося дефекта;
• планирование и внедрение решений в учебный процесс, т.е. предотвращение возможности повторного появления главной причины обнаруженного дефекта;
• оценка эффекта нововведения, т.е. определение путем наблюдения за показателями качества, что решение сработало;
• придание нововведению статуса стандартного под процесса, т.е. замена части ранее существовавшего процесса на новый.
• проведение анализа выполненной работы по усовершенствованию с целью недопущения выявленных ошибок при решении очередной проблемы.
После выбора новой темы перейти к первому шагу. Здесь следует заметить, что многие японские компании не смогли внедрить TQM именно потому, что не поощряли сотрудников к выявлению проблем.
Показатели качества образования. Специалисты в области качества образования выделяют три его составляющих: качество содержания образования; качество технологий обучения и воспитания; качество образованности личности. Для обоснования структуры средств информатизации образовательного процесса далее рассматриваются только показатели качества образованности личности. Социологические опросы выпускников вуза и беседы с руководителями предприятий и организаций, анализ общих тенденций развития образования позволяют утверждать, что его выпускники хотят: