Инновационная модель технологии управления качеством образования

Большая часть вузов России придерживается первой концепции — главное, чтобы знания выпускника вуза соответствовали Государственным стандартам. В этой позиции два недостатка. Первый — ложное представление, что качества можно достичь путем инспекции. Неизбежны столкновения интересов между теми, кто обучает студентов, и теми, кто инспектирует качество подготовки. Второй — пренебрежение потребностями образовательного рынка .

Малая часть вузов ориентируется на концепцию "соответствие применению", т.е. на удовлетворение нужд потребителя кадров, а не только на выполнение требований стандарта. Трудности этих вузов достаточно очевидны — наш рынок еще не осознает четко свои потребности. Поэтому эти вузы постепенно стали обращать внимание на концепцию "соответствие стоимости", стараясь совмещать высокое качество и низкую стоимость подготовки.

Лишь незначительная часть вузов уверенно ориентируется на концепцию "соответствие скрытым потребностям", т.е. пытается одновременно снижать затраты на подготовку специалистов и удовлетворять нужды потребителя кадров прежде, чем он их осознает. Для образовательного рынка России эта концепция очень перспективна, так как многие потребители кадров выдвигают слишком примитивные требования к качеству специалистов и им надо "открывать глаза" на новые грани качества высшего образования.

Если же в целом анализировать систему высшего образования России, то можно утверждать, что данная система только начинает ориентироваться на переход к более современным концепциям качества. Стремление вузов к удовлетворению Государственных стандартов путем "выбраковки" приводит к завышенным затратам на образование. Этот вывод не следует рассматривать как призыв к снижению требований к уровню знаний. Необходимо вмешательство собственно в образовательный процесс.