Информационные технологии на уроках информатики как средство обучения
Рассматривая особенности использования средств ИКТ в процессе изучения информатики, выделим две основные тенденции. Первая тенденция связана с совершенствованием традиционной классно урочной системы организации образовательного процесса. Вторая тенденция предполагает серьезные изменения методики преподавания информатики, реализацию новых подходов к организации учебной деятельности.
В этой главе обобщен опыт учителей новаторов, отечественный и зарубежный опыт применения в учебном и воспитательном процессе дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ, которые используются в учебном процессе в качестве средства усиления наглядности и автоматизации рутинных процессов, развиваются, совершенствуются, обретают все новые и новые возможности. Эти возможности, применяемые учителями в разных видах учебной деятельности на современном этапе, явно демонстрируют эффект «троянской мыши». «Слишком часто утверждали, что средства ИКТ видоизменят обучение. Этого не случится, если они интегрированы в традиционную структуру обучения». Именно данные средства способны трансформировать традиционную систему образования. Однако чтобы это произошло, необходимо шире использовать ИКТ (не только в процессе обучения в школах) в целях развития личности ребенка, его творческих способностей. Применение педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации позволит реализовать принципиально новый подход к обучению и воспитанию личности ребенка — подход, основанный на формировании мировоззрения индивидуума современного информационного общества.
Информатизация образования приводит к расширению спектра применения в учебном процессе возможностей ИКТ; к изменениям организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративно-объяснительных методов к активным, самостоятельным методам обучения.