Имитационные технологии и приемы

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук — экономики, управления, педагогики, психологии и других. Имеются многочисленные теоретические разработки по частным проблемам и большой практический опыт, однако единой точки зрения на дидактическую игру нет.

В российской психологии «игра» — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Мы в своем подходе придерживались последнего понимания игры.

Следующим ключевым словом, используемым в определениях дидактической игры, является "модель". Модель — это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

Что касается термина "имитация", то и в российской, и в иностранной литературе его часто используют как эквивалент слов "модель", "моделирование". Наиболее четким нам представляется определение "имитация", согласно которому — это приведение в действие модели путем манипулирования ее элементами, осуществляемого ЭВМ, человеком или ими обоими. В этом случае возникает так называемая механическая имитация, которая есть не что иное, как применение машинной реализации полностью формализованной модели. Мы придерживаемся определения дидактической игры, согласно которому она является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Игра аккумулирует в себе элементы различных форм и методов обучения . В отличие от игрового проектирования, имитационного тренинга, разыгрывания ролей игра обладает более гибкой структурой, не ограничивает выбор объектов имитации, предполагает введение спонтанно возникающих ситуаций.