Гуманизация образования – важнейшая составляющая гуманитарного процесса

На смену депозитной модели образования приходит ризоматическая (названная так по аналогии с ризофорами – растениями, способными к побегам из самых различных точек гибкого многокорневого основания – в зависимости от условий среды). Тогда важным становится не объем основания, а его гибкость. Так и в образовании: будучи готовы к неожиданным побегам, мы сумеем понять, где и как собирать плоды (и какие). Сохраняя контакт с реальностью, окажемся способными оттолкнуться и подняться над ней, увидеть новые горизонты, новые сценарии и наше место в них.

Желая показать никчемность результатов великого Лапласа на посту министра просвещения, Наполеон заметил: «Он был настолько одержим духом «бесконечно малых», что привнес его даже в администрирование». Это лишнее подтверждение ущербности и по сей день живучего стереотипа: вырвав из науки наиболее ярких ее представителей, назначать их чиновниками. Особенно императора удивляло в Лапласе, что, «хотя голова его была постоянно обращена к небу, ногами он прочно стоял на земле». Между тем, именно этими словами можно сформулировать задачу современного образования – прочно стоя на земле, стремиться к звездам.

Итак, перед современными учеными встают следующие первостепенные вопросы современной философии образования:

– Достижимо ли целостное знание в образовании?

– Что произошло и происходит с научными и школьными предметами?

– В чем сущность педагогической деятельности и действительно ли ее цель – дать знания?

– Можно ли считать критическое мышление сегодня одним из самых эффективных средств?