Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению
В последние годы понятие компетентности старшеклассника все чаще употребляется в одном контексте с его профориентационными проблемами. Например, в некоторых экспериментальных школах компетентности, актуальные для совершения профессионального выбора, определяются как один из результатов создания профориентационного пространства старшей школы. Более того, появляются в обиходе необычные сочетания «профильная компетентность старшеклассника» , «допрофессиональная компетентность старшеклассника» . Словосочетание «профориентационно значимая компетентность», возможно, также не совсем полно отражает смысл такой компетентности и может вызывать ассоциации с профессиональной ориентацией «доперестроечного периода». Тем не менее, имеет смысл разрабатывать как содержательные, так операциональные характеристики компетентностей, значимых как для профессионального самоопределения старшеклассника в целом, так и для проектирования им ближайшего образовательно профессионального будущего. В противоположном случае придется признать, что решение старшеклассником профориентационных проблем является всего лишь проекцией применения им комплекса имеющихся у него ключевых компетентностей на ситуацию конструирования планов продолжения образования и профессионального становления.
В настоящее время в отечественной педагогической науке очевиден дефицит концептуального осмысления проблемы подготовки подростка к после школьной социально востребованной деятельности в стремительно меняющихся социокультурных и профессионально-производственных условиях. Для преодоления этого дефицита необходимо обеспечить, во-первых, культуросообразие профориентационной концепции, и, во-вторых - ее адекватность общемировым социально-экономическим изменениям, внутригосударственным и региональным деформациям. Одной из этих тенденций является проникновение не только в теорию, но и в массовую практику российского образования идей и технологий компетентностного подхода.
Профессиональное самоопределение человека является социокультурным феноменом, при изучении которого невозможно обойтись без использования постмодернистской и постиндустриальной теорий. Более того, на примере педагогической помощи подростку в профессиональном самоопределении возможно отследить отражение постмодернистского мировоззрения и социально-экономических изменений, обусловленных становлением постиндустриального общества. Это объясняется тем, что современный период развития наук о человеке характеризуется радикальным смещением как ценностей и смыслов в целом, так и способов постановки научной проблемы в целом.