Формы взаимодействия социальной педагогики и социальной работы
Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурной и социально-политической деятельности, относя социальную педагогику к первому виду деятельности, а социальную работу — ко второму.
Отношение к культуре является основным водоразделом между социальной педагогикой и социальной работой. Социокультурная практика — важнейшее содержание социальной педагогики. Социальная работа — особый вид деятельности, объектом которого являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи. Человек рассматривается здесь как бы вне культуры, как некое биосоциальное существо, причем акцент делается на субстанциональных, материальных, а не на духовных условиях его существования. В качестве основных направлений социальной работы выступают:
• медико-социальные основы здоровья;
• физическая культура как общественное явление;
• семья как объект социальной работы; социальная работа в сфере занятости;
• социальная защита детства;
• социальная защита интересов женщин;
• социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов;
• социальная работа с пожилыми людьми;
• проблема бездомности;
• социальная работа с молодежью;
• нормализация отношений между социально-этническими общностями;
• миграция;
• девиантное поведение;