Формы взаимодействия социальной педагогики и социальной работы

Нарушение этой гармонии на нынешнем переходном этапе сопровождается существенными противоречиями и изменениями в различных сферах микро и микросоциума. Ослабить эти противоречия, помочь преодолеть кризисные явления в духовной жизни общества, семьи, отдельного человека и призваны различные формы социальной работы, в том числе и социально-педагогической.

Однако включение социально-педагогических методов в структуру социальной работы с населением вовсе не означает отождествление профессии социального работника и социального педагога. Тем более это не может быть достаточным основанием для отождествления социальной работы и социальной педагогики как двух самостоятельных наук, имеющих различный предмет своего исследования и свои специфические закономерности. Совершенно очевидно, что социальная работа является весьма многопрофильной и далеко не исчерпывается социально-педагогической деятельностью и методологическим обеспечением со стороны педагогической науки. Она опирается на свои собственные разработки. Предметом исследования социальной работы как науки являются социальные процессы, закономерности и тенденции их развития под влиянием психолого-педагогических, социально-педагогических, экологических, экономических, организационно-управленческих, медико-социальных и других факторов. Предметом же исследования социальной педагогики являются, прежде всего процессы образования и воспитания, социального познания и социального поведения, социального развития личности. Все, что выходит за рамки этих областей действительности, не может считаться предметом педагогической науки.

Социально-педагогическая специализация предполагает акцентирование внимания на социокультурной деятельности, процессах становления и развития личности как субъекта культуры, политики, экономики, познания. Социальная работа — это прежде всего работа по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности личности. Личность в большей мере рассматривается как объект материальной и духовной культуры. Проблемы социализации, или включения в культуру, здесь играют гораздо большую роль, чем проблемы индивидуализации, становления и развития свободы самовыражения личности, превращения ее в активного субъекта познания, политики, культуры.

Фактическое смешение функций социального педагога и социального работника в российской и белорусской социально-педагогической практике общеобразовательных и других школ произошло в связи со стремлением превратить школу в центр социальной работы микрорайона.