Формы взаимодействия социальной педагогики и социальной работы

• повышение жизненного уровня малообеспеченных групп населения;

• бытовое обслуживание малообеспеченных граждан.

Предметом исследования социальной работы являются отнюдь не педагогические проблемы. Педагогика, наряду с социологией, политологией, психологией, теорией государства и права, теорией коммуникации, выступает в качестве метода или педагогических основ решения того или иного вопроса или проблемы. Социальная работа в социально-педагогической деятельности является средством и методом, а не основной целью. В отдельных случаях, например в работе с семьей, молодежью и детьми, подростками с девиантным поведением, объекты социальной работы и социально-педагогической деятельности совпадают, хотя предметы их исследования различны. Социального педагога интересует прежде всего воспитательный потенциал семьи, ее ценности и нормы поведения. Все остальное рассматривается как факторы, благоприятствующие воспитательной деятельности. Точно так же девиантное поведение интересует социального работника как социальная, а не педагогическая проблема, в то время как для педагога определяющее значение имеют духовные факторы становления и развития личности как субъекта деятельности, субъекта творчества. Его интересует прежде всего, в силу каких обстоятельств подросток усваивает ценности преступного мира и идентифицирует себя с социальными группами, игнорирующими обще социальные нормы.

Целью деятельности социального педагога является создание благоприятных условий для личностного развития человека. Однако на практике в этом развитии трудно провести различие между физическими, социальными, духовно-нравственными и интеллектуальными аспектами. Создавая соответствующие условия жизнедеятельности личности, социальный работник по существу способствует решению и сугубо педагогических проблем. И наоборот, решение педагогических проблем становится основной предпосылкой решения других социальных проблем.