Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи
Особенностью жизни человека в современном социокультурном пространстве является его активное взаимодействие с различными социальными институтами, первым из которых для большинства является семья. Семья оказывает на ребенка воспитательное воздействие, но не в каждой семье достигаются социально приемлемые воспитательные результаты, и происходит социализация ребенка в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами социально-культурной жизни. В связи с этим на учебно-воспитательные учреждения, входящие в систему государственной образовательной системы, возложены задачи педагогического просвещения родителей, формирование у них педагогической рефлексии и навыков воспитательного воздействия.
Социально-педагогическая поддержка семьи включает основные составляющие социально-педагогической помощи: диагностическую, образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.
Диагностическая составляющая (или информационно-аналитические формы общения педагога с семьей). Цель: выявление и изучение причин социально-педагогических проблем семьи. Социальным педагогом осуществляется сбор и анализ данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Реализация диагностической составляющей возможна посредством:
— составления генеалогического древа с целью определения проблем в психическом и физическом здоровье, социальных проблем, интересов, профессии, увлечений в семье и др.;
- осуществления психолого-педагогического исследования с целью выявления ценностных ориентации, социальных установок, целевых установок семьи (социометрия семьи, тесты "Моя семья", незаконченные предложения, микросочинения и др.);
- проведения анкетирования, бесед с родителями с целью определения особенностей межличностных отношений, проблем в общении родителей и детей;
— посещение семей с целью изучения культуры быта, личного пространства, наличия и состояния рабочего места ребенка, духовно-нравственной атмосферы и проблемы взаимоотношений в семье и т.д.