Формы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи

Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отцы) могут решить или хотя бы уменьшить их остроту самостоятельно.

Долгосрочные формы работы требуют продолжительного общения с семьей (от 4 месяцев и более) и обычно основаны на психосоциальном подходе.

Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить данную семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию — другие общественные системы, либо воздействовать на то и другое одновременно.

В условиях низкой мотивации обращения семей за социально-педагогической, психологической помощью применяется такая форма работы, как патронаж. Патронаж — одна из форм работы специалиста, работающего с семьей, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволит получить больше информации.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы с конкретной семьей.