Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

Национально-региональные особенности воспитания и образования на уровне семьи проявляются как бы в двух основных направлениях: в виде традиций, норм, обычаев, общественного мнения, выступающих в форме внешних детерминант поведения человека, его социализации в обществе и в виде соответствующей структуры потребностей и способностей личности, ее внутренней детерминации. Соотношение внешней и внутренней детерминации существенно различается в культуре городской и сельской семьи, ее образе жизни, существующих нормах и методах воспитания.

Особенности социально-педагогической практики в сельской общине определяются не только сохранившимися отдельными патриархальными традициями семьи, но и ее неразрывной связью с природой. В качестве основных особенностей образа жизни в деревне выступают терпимость к тяготам жизни, выдержка и самообладание, что иногда обозначается понятием толерантности. Терпимость во многом обусловлена внешней детерминацией жизнедеятельности сельского жителя, что и отражается на его характере. В городском поселке, не говоря уже о городе, терпимость сама по себе к тяготам жизни уже перестает выступать в качестве самостоятельного фактора жизнедеятельности.

Формы и методы семейного воспитания изменяются. Воспитание примером, силой общественного мнения и традиций все больше уступает место нравственному воспитанию, воспитанию самодеятельности личности, ее ответственного поведения. Если сельский житель в большей мере руководствуется существующим общественным мнением, обще групповыми нормами поведения и редко прибегает к альтернативным формам поведения, руководствуясь различными нравственными ценностями, то уже в городском поселке возможности такого выбора значительно расширяются, а сам он все больше становится необходимым. Пассивные формы приспособления к ситуации здесь все больше заменяются нравственно-волевым регулированием и творческим началом жизни.