Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

Воспитательный потенциал семьи является одним из важнейших компонентов социально-педагогической диагностики и включает в себя определение внутренне присущих ей возможностей в деле воспитания детей. Основная цель — преодоление негативного воздействия каждой отдельно взятой семьи на процесс формирования личности ребенка, подростка или сведение его к минимуму, достижение максимально возможной преемственности и согласованности всех звеньев процесса воспитания. Этот вид социально-педагогической диагностики предполагает анализ реального состояния воспитательного потенциала семьи, всех факторов, оказывающих на него как прямое, так и косвенное влияние. Требование трезво определить реальное состояние воспитательного потенциала семьи, видеть его в динамике, во всех сложностях и противоречиях позволяет более точно наметить пути его дальнейшего совершенствования.

Каждая семья имеет конкретную структуру своего воспитательного потенциала, которую необходимо знать социальному педагогу. Воспитательный потенциал семьи включает в себя духовно-нравственную деятельность родителей, направленную на привитие детям нравственных качеств, а также семейную микросреду, образ жизни семьи в целом. Определение возможных направлений совершенствования процесса формирования личности в семье, его коррекции связано с анализом многообразных факторов, учитывающих состояние как семейной микросреды, так и сознательного руководства развитием ребенка со стороны родителей. При этом учитываются уровень производственно-трудового окружения, материальная обеспеченность, жилищные условия, обеспеченность питанием, санитарно-гигиенические условия, режим, характер взаимоотношений взрослых и детей, культурный уровень, общая направленность жизни семьи, личный пример родителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микро-климат, организация свободного времени и досуга семьи, ее численность и структура, уровень развития семейного коллектива, возможности использования средств массовой ин-формации, характер общения семьи с окружающей средой, уровень педагогической культуры взрослых членов семьи, особенности профессии и опыта родителей.

Выделенные факторы должны быть сопоставлены по своей сложности и актуальной значимости с реальными возможностями оказания социально-педагогической помощи семье. Не только отсутствие, но и ущербность любого из них существенным образом сказывается на функционировании других и воспитательных возможностях семьи в целом.