Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

В криминологических, психологических, медико-социальных исследованиях накоплен достаточно большой и убедительный материал, свидетельствующий об отрицательном влиянии семейных факторов социального риска на репродуктивные функции семьи: на физическое, психическое и социальное здоровье детей, на повышенную заболеваемость детей и различные формы отклоняющегося поведения, который и является основой для предупреждающей и реабилитационной деятельности социальных педагогов в семье.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающимся на репродуктивных функциях семьи, относятся:

- социально-экономические ;

- медико-санитарные ;

- социально-демографические ;

- социально-психологические ;

- криминальные факторы .

Особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. Иными словами, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный нравственно-психологический климат. Не случайно, что 8-10 % право-нарушителей воспитывается в семьях, доход в которых в 2 и более раза превышает средне минимальный прожиточный уровень, и причины семейного неблагополучия кроются отнюдь не только в низком уровне жизни.