Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

Одной из таких программ, получившей широкое распространение в общинах США, является программа устройства семьи. Она основана на принципе консультирования семей, находящихся на грани распада. Определенную роль в преодолении сложностей, стоящих перед родителями-одиночками и их детьми, играют общинные организации, такие, как «Родители без партнеров», «Большие сестры» и «Большие Братья». Задача этих объединений в основном сводится к тому, чтобы предоставить родителям и их детям возможность участвовать в различных видах деятельности, помочь им избавиться от стрессов, например, после бракоразводного процесса.

Выбор форм и методов работы с семьей определяется, как правило, сложившейся в микрорайоне, населенном пункте или регионе социально-демографической ситуацией, степенью социального расслоения общества, социальной стабильности и социальной защищенностью людей, гуманизацией и демократизацией общественных отношений, формами выражения власти, уровнем экономического развития. Социальному педагогу все чаще приходится работать в ситуации социального риска, которому подвержены семьи детей. Падение рождаемости и увеличение смертности, постоянная занятость родителей, снижение роли бабушек и дедушек в воспитании детей и одновременное увеличение зоны неконтролируемого воздействия на их влияния средств массовой информации, особенно телевидения, снижает роль преемственности воспитания в виде передачи опыта от старших поколений к младшим.

По существу семейное воспитание в большинстве случаев сводится к неконтролируемому процессу воспроизводства образцов этнорегиональной культуры. Возрастает удельный вес социально-гетерогенных семей, члены которых относятся к различным социальным и профессиональным группам населения. Например, отец — рабочий, мать — учительница, брат — студент, и общие ценности семьи фактически отсутствуют. При этом семья как социальная общность практически не функционирует. Члены семьи собираются вместе вечером, чтобы утром вновь разойтись по своим делам, а ребенок оказывается фактически без присмотра.