Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

Издавна считалось, что школьное воспитание тесно связано с домашним воспитанием, заменить которое невозможно. Семья, согласно Г. Песталоцци, рассматривается как исходный пункт воспитания.

Семья — полноправный институт социального воспитания, и перед ней стоит задача преодолеть отчуждение детей, возникающее в результате разводов, ранней сексуальной жизни, беременности несовершеннолетних, отказа от детей, роста числа семей, в которых дети воспитываются одним из родителей, предоставления подростков самим себе в связи с занятостью родителей, разрушением патриархальных семей и потерей авторитета в семье отца, что негативно отражается на отношениях между родителями и детьми и приводит к утрате родителями основного воспитательного влияния на подрастающее поколение. Отсутствие факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний и его ориентации на саморазвитие и самореализацию, овладение родным языком, резко снижает духовный потенциал семьи. Скорее наблюдается процесс духовной деградации семьи, снижения уровня ее нравственной культуры и рост бытового пьянства, различных форм насилия над личностью, семейных скандалов, что вынуждает обращать большее внимание на повышение роли общественного воспитания, детских яслей и садов, на совершенствование форм их взаимодействия с семьей с целью нейтрализации негативных последствий, складывающейся неблагоприятной обстановки. Увеличивается число неполных семей, в которых воспитанием фактически занимается одна мать.

Положение дел еще больше усугубляется феминизацией семейного и школьного воспитания, снижением роли образцов мужского поведения, в целом роли мужчины в жизнедеятельности семьи. Традиции, обычаи, ритуалы, нормы патриархальной семьи постепенно разрушаются и в деревне, где отец далеко не всегда является образцом для подражания.

В связи с этим наиболее эффективным средством нормализации семейных отношений считается внедрение на местном уровне программы по стабилизации семьи. В американских общинах, например, существуют десятки таких программ, целью которых является оказание помощи семье, предупреждение ее развала. Программы разрабатывают специальные группы экспертов. В их состав входят представители разных профессий: психологи, юристы, педагоги, социологи и др. Характерная черта работы экспертов в условиях общины заключается в оценке ситуации и выдаче рекомендаций, рассчитанных как на долгосрочный период оздоровления семьи, так и на непродолжительный период, в течение которого регулируется возникающий семейный конфликт. Обычно специалисты участия в устранении конфликтной ситуации не принимают, а лишь предлагают наиболее подходящий для этого метод.