Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

• социальный патронаж или одно из направлений социальной работы, основанное на сопровождении семей, требующих систематического поддержания условий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности социально незащищенных семей;

• социальную реабилитацию, ориентированную на оказание помощи молодой семье с целью преодоления семейных конфликтов, кризисных состояний, дисгармонии во взаимоотношениях, временных или постоянных трудностей в жизнедеятельности семьи.

Особым направлением социально-педагогической деятельности является налаживание связей между семьей и школой. Наиболее распространенная, например, в США форма, организационно закрепляющая связь школы и семьи, — Ассоциация родителей и учителей. Одной из важнейших ее задач является объединение усилий школы и семьи. Особенно важно объединение их усилий в работе с семейно-соседской общиной, когда школа превращается в своеобразный консультационный и просветительский центр микрорайона или поселения.

В работе с общиной социальный педагог делает упор на распространение профессиональных знаний и умений в группах с тем, чтобы они могли работать и решать свои коллективные проблемы, вести переговоры о ресурсах, эффективно обращаться в общественные и государственные организации и культивировать более качественную жизнь для своих членов. При определении социальной политики отдельные ученые и практики предлагают рассматривать школу как своеобразный социально-педагогический центр микрорайона. Цель школы видится в том, чтобы помогать молодежи, оказывать ей действенную помощь в разрешении различных проблем, возникающих за рамками общин и оказывающих влияние на их позицию и мир в целом. Еще совсем недавно считалось, что двери школы должны быть постоянно открытыми для населения, желающего получить консультацию учителей и социальных работников по бытовым и семейным вопросам.

В последнее время акцент в работе с семейно-соседской общиной делается уже не на школу, а на государственные социально-педагогические службы. Считается, что в современных условиях социально-педагогические проблемы могут решаться усилиями не только семьи и школы, но и всех социальных институтов района и города. Координировать и направлять эту работу должны региональные и поселенческие социально-педагогические службы. На них возлагается сегодня обязанность стимулировать интерес жителей квартала к некоторым проектам, таким, например, как забота о детях, создание общественных центров и клубов и управление ими, социальное обеспечение престарелых и инвалидов. Особенно острая необходимость в этом виде социально-педагогической практики ощущается в мегаполисе или крупных городах типа Москвы, Киева, Минска и др., где представлены самые различные национальные, поселенческие и другие культуры.