Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

Город резко увеличивает мобильность людей. За единицу времени ребенок получает большое количество впечатлений, информацию разного рода. Число контактов в крупном городе достигает до 10 тыс. в день. Здесь ребенок одновременно является членом многих коллективов, групп, причем часто не связанных между собой территориально: по месту жительства, учебы, проведения досуга, занятий. Фактически каждый горожанин может одновременно состоять в различных «социальных мирах». В каждом из этих миров складываются своя модель требований, свои стандарты жизни и общения. Все это предъявляет особые требования к выбору форм и методов социально-педагогической деятельности. При этом, в частности, учитывается, что определенное время школьник в городе может провести вне коллектива, что создает возможность личной автономии и выдвигает на первый план методы индивидуальной работы с клиентом, а также в группах сверстников с учетом широкого диапазона выбора критериев и групп общения, системы ценностей, стиля жизни, самореализации. Социальный педагог в данном случае стремится распространить ту или иную информацию не сам, а через посредников, являющихся сверстниками его клиента, и подростков, развивать у них инициативу, навыки и умения принимать решения и воплощать их в жизнь. Тем самым при соответствующих условиях он достигает повышения эффективности социально-педагогической работы. Правда, функции его деятельности при этом несколько видоизменяются. Социальный педагог выступает здесь уже в роли консультанта, тренера, координатора и т. д. через реализацию специальных методов обучения своих помощников и клиентов. Метод обучения равных равными становится определяющим и реализуется с помощью специальных тренингов.

Что касается непосредственной работы социального педагога с семьей, то она включает в себя:

• социально-профилактическую работу, направленную на устранение причин возникновения проблем, а также систему мер профилактики семейного неблагополучия, конфликтов, разводов, стрессовых состояний;

• социальную помощь, цель которой — оказание разносторонних социальных услуг семьям в условиях конкретного сообщества, конкретной ситуации;