Формы и методы социально-педагогической работы с семьей

В крупном же городе самодеятельность личности превращается в основной фактор жизнедеятельности, основанной преимущественно на нравственно-волевом регулировании. Существенно изменяются основные факторы семейного воспитания да и сами семейные проблемы. Внешняя детерминация жизнедеятельности уступает место внутренней самореализации. Материальное благополучие становится прямым выражением личных способностей и гораздо меньше зависит от природно-климатических и других проявлений внешней детерминации жизни. Поэтому в качестве важнейшего показателя успеха в различных видах деятельности городского жителя выступают инициатива и общение, частота контактов и взаимодействия с другими людьми. Одновременно растет замкнутость семейной жизни, в результате чего потребность в общении из внутренней потребности превращается во внешний фактор жизни. Все это находит свое отражение в специфике социально-педагогических проблем в городе и деревне, в формах и методах осуществления социально-педагогической деятельности. Социальный педагог, работающий в сельской общине, при выборе форм и методов работы с семьей исходит прежде всего из существующих здесь традиций и замкнутости хозяйственной и духовной деятельности, ориентации сельского жителя не на свое собственное «я», а на старших и младших членов семьи, соседей, родственников и т. д. На первой стадии социализации ребенок усваивает готовые культурные образы и нормы поведения, на основе которых у него и вырабатывается соответствующая структура потребностей. Поэтому воспитание в деревне по образцу имеет решающее значение, в то время как в городе оно малоэффективно и немыслимо без привнесения некоего творческого начала.

Особенности социально-педагогической практики в городе определяются кругом существующих социально-педагогических проблем. Это прежде всего проблемы трудового воспитания, молодежной субкультуры, улицы, анонимного образа жизни и создания в ней необходимых условий для развития личности, значительного воздействия на внутренний мир ребенка и подростка средств массовой информации.

В городской семье взрослые и дети не связаны конкретными общими интересами: работа одних и учеба других не взаимодополняют друг друга. Воспитание в семье оторвано от взрослого труда и от детской учебы, становится дополнительным делом, которым подчас заниматься некогда, либо взрослые не знают, как это делать. Отсюда во многих делах эмоциональная напряженность и периодическое вмешательство взрослых в школьные дела детей с целью контроля приводят только к психологическим перегрузкам.