Формулирование тем коррекционных занятий
В ряде методических публикаций авторитетных авторов к коррекционным занятиям ставятся задачи, но темы занятий при этом не определяются . И это, безусловно, логично, так как для коррекционной работы важны именно задачи, на решение которых направлена деятельность учителя-дефектолога.
Однако в сложившейся образовательной практике к учителю-дефектологу предъявляется требование записывать темы коррекционных занятий в журнал. Формулирование тем занятий вызывает у практиков определенные затруднения, о чем свидетельствует наш опыт работы в системе повышения квалификации и переподготовки учителей-дефектологов.
Изучение существующей практики и методической литературы выявило отсутствие единого подхода к формулированию тем коррекционных занятий. Анализ содержательного наполнения используемых формулировок тем позволил выделить такие варианты:
1. Формулировка содержит указание на материал учебной программы по какому-либо предмету .
2. Формулировка содержит указание о направленности занятия на развитие психических процессов:
- на развитие отдельного психического процесса ;
- на развитие определенного вида, формы, свойства отдельного психического процесса;
- на развитие познавательной деятельности в целом .
3. В формулировке отражен материал знакомства с окружающим миром .
4. Формулировка содержит указание на используемые методы, формы работы, отдельные задания .
5. Комбинированные формулировки, содержащие в себе:
- указание на направление коррекционной работы и уточнение поля деятельности ;
- указание на используемые методы и формы работы и их психологическую направленность;