Формировании индивидуального инструментария исследователя истории педагогики
Для исследования и описания процесса развития педагогической мысли необходимо определить способ исторической реконструкции. По мнению А.О. Зоткина, историческая реконструкция может осуществляться различными способами . Рациональная реконструкция основана на анализе исторических фактов с позиций какой-либо рациональной модели ; архивная реконструкция заключается в раскрытии и сохранении подлинного исторического содержания и стремится к максимальной объективности ; критическая реконструкция связана с рефлексией культурных оснований, способов, средств, прототипов деятельности.
Представляется, что для современного историка педагогики актуален выбор способа критической реконструкции, позволяющей выявить динамику научной мысли в ее обусловленности внутренними и внешними факторами различной природы, избегая одномерности рациональной реконструкции и избыточной фактологии архивной.
Способом исторической реконструкции не исчерпывается набор инструментов для исследования и описания процесса развития педагогической мысли. Далее историку педагогики необходимо вооружиться средствами, обусловливающими различную оптику и топику исследования. В этой связи можно выделить несколько подгрупп познавательных средств.
А) Историко-научные и науковедческие средства – концепции и под-ходы, составляющие аксиоматику и референтную систему историко-научного исследования, позволяющие обозначить рамки контекста исследования:
• концепции истории науки ;
• концепции социального существования науки ;
• концепции социокультурной обусловленности науки ;
• гуманитарная аналитика ;
• концепции гуманитаризации и дегуманитаризации современной науки .