Формирование у учащихся научных понятий

Иное направление, связанное с выяснением информационных процессов, происходящих при формировании и усвоении понятий, представлено в работах Дж. Брунера. Он исходил из значения понятий для познания. Категоризацию, группировку и систематизацию действительности при помощи понятий Дж. Брунер рассматривал как определенную систему кодирования, с помощью которой разные объекты подводятся под определенные классы эквивалентности (т.е. равнозначности по определенным признакам).

Если предмет подводится под определенный класс, то этому предмету кроме известных признаков мы можем приписать и некоторые новые свойства, характеризующие этот класс. В этом смысл понятий как орудий познания.

Образование новых, объемлющих понятий Дж. Брунер рассматривал как перекодирование информации через объединение отдельных частных систем в новые, более обширные, подчиненные (иерархизированные) и соподчиненные (координированные) системы. Например, обучение науке можно рассматривать как обучение системам кодирования более высокого ранга. Цель ее заключается в том, чтобы любая другая информация о классах явлений, отображаемых понятиями, стала избыточной и предсказуемой. Тогда минимальное множество утверждений в максимальной мере делает возможной реконструкцию всей неизвестной информации. С этой точки зрения задача обучения науке заключается в усвоении систем кодирования, а не в усвоении множества исходных конкретных фактов или «первичных событий».

Согласно этому подходу обучение понятиям правильнее организовывать на основе дедуктивного пути, который предполагает усвоение учащимися общих систематизирующих принципов.

На основе изучения процессов восприятия объектов и явлений, переработки информации, группировки частных конкретных впечатлений в обобщенные категории Дж. Брунер выявил следующие этапы формирования понятий: введение понятия; приведение примеров (положительных и отрицательных), к которым приложимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанное на существенных признаках. Немаловажно для формирования понятий понимание взаимосвязи данного понятия с другими, т.е. осознание всей совокупности их связей.