Формирование у учащихся научных понятий

Названные положения определяют способы и условия обучения понятиям, которые составляют «питательную среду» для психической деятельности обучаемого. Правильная организация этой «среды» благоприятствует указанной деятельности, позволяет ей протекать быстрее и успешнее. Учитель (преподаватель) не просто способствует «самодеятельности» обучаемого по освоению определенных понятий, но и управляет ею.

Такое управление связано прежде всего с организацией выделения учащимися существенных признаков предметов. При этом они должны стать значимыми для них. Выделение признаков достигается методом моделирования или обозначения, когда необходимые признаки отделяются от предметов и закрепляются отдельно с помощью схемы, символов, слов или методом варьирования, если типы предъявляемого материала видоизменяются, чередуются так, чтобы выявлялось существенное в нем.

Постепенно обучаемые начинают осознавать, что выделенные существенные признаки можно использовать для решения определенных задач. У них возникает потребность в них как в ориентирах тех или иных целесообразных действий. Учитель (преподаватель) должен осознанно провести их через все этапы деятельности, требующей ориентировки на признаки, закрепленные в изучаемом понятии.

На начальном этапе обучения ориентиры (существенные признаки предметов) предъявляются учащимся в виде схем, символов, предметов, а операции по их выделению осуществляются в форме предметных действий. На следующем этапе ориентиры и предметные действия заменяются речевыми обозначениями и действиями. На заключительном - словесные действия заменяются мыслительными операциями, которые имеют тенденцию превращаться в более свернутые схемы.

Изучение возможностей освоения новых содержательных понятий учащимися было проведено П.Я. Гальпериным. Его методика получила название «поэтапного формирования умственных действий». Так как при обычном обучении ученики вынуждены сами искать нужные существенные (ориентировочные) признаки и подбирать подходящие для этого действия, то ошибки являются неизбежными.