Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе

2. Предпрофильная подготовка в 9-х классах, роль классного руководителя и психологической службы. Итоги диагностики должны стать основой для рефлексии над тенденциями, проблемами и достижениями в организации и совершенствовании системы профориентационной работы в школе.

Создание и развитие системы профориентационной работы со школьниками и молодежью в образовательных учреждениях. Создание системы профориентационной деятельности в образовательном учреждении включает несколько этапов: целеполагание, согласование категориального аппарата, выбор содержания и средств профориентационной работы, определение результатов деятельности в рамках профориентации.

Целеполагание. Необходима выработка цели профориентационной работы всеми участниками. Эффективность целеполагания обеспечивают следующие условия:

- Цель должна быть направлена на получение результата.

- Цель должна быть локализована в пространстве и во времени. Важно определить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели, их иерархическую соподчиненность.

Доступность. Содержащиеся в них идеи, прогнозы, гипотезы должны быть сформулированы ясно и четко. Теоретические положения должны быть доступны проверке и обсуждению.

Комплексность. Концепция профориентационной работы со школьниками может быть использована как логический каркас для объединения и интеграции разнообразных подходов и направлений ее развития.

Практическая ценность. На основе концепции возможна эффективная работа всех элементов профориентационной системы, что означает достаточную результативность ее применения на практике.