Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе

- внешние условия достижения целей - трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей;

- внутренние условия - состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, личностные качества, необходимые для работы по данной специальности;

- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непредвиденных непреодолимых трудностей для реализации основных вариантов.

С течением времени ценности, касающиеся профессиональной сферы, меняются, перестраиваются. Выбор профессии может происходить неоднократно, то есть, человек может сменить за свою жизнь не одну работу. Этот процесс, несомненно, болезненен для личности, т.к. часто связан с ломкой старой структуры ценностных ориентаций и построением новой.

Проблемы, имеющие непосредственное отношение к проблеме профессионального самоопределения личности, могут решаться только на основе применения комплексного системного подхода, теоретик - экспериментальной разработки проблемы индивидуальности. Комплексный подход позволяет более правильно сориентировать школьника в выборе профессии, т.к. вырисовывает целостную картину его психических особенностей, его индивидуальности.

Наиболее эффективной стратегией профориентационной работы с учащимися является активизирующий подход. В рамках этого подхода рекомендуется ввод в педагогическую практику образовательных учреждений элективных курсов по формированию и развитию профессионального самоопределения учащихся 8-11 классов. .

Методика преподавания психологии как средства формирования и развития профессионального самоопределения основана на том положении, что одним из эффективных приемов, используемых в практической психологии, являются разнообразные формы активного социально-психологического обучения. Групповая работа чрезвычайно продуктивна для личностного развития и интеллектуальных изменений подростков, так как отвечает насущным потребностям возраста, соответствует внутренним механизмам, определяющим развитие в этот период.