Формирование профессионального самоопределения в профориентационной работе

Одним из способов целенаправленного, постепенного формирования профессионального самоопределения учащихся основной и старшей школы является психологическое образование, в процессе которого у обучаемых формируются следующие составляющие профессионального самоопределения: ориентация в мире профессий, умение планировать будущую деятельность, готовность к трудовой деятельности, готовность к преодолению жизненных трудностей; а также когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие; в данном подходе представляется возможным более глубоко раскрыть уровень «я хочу», осуществить определение уровня «я могу» и сформировать осознание уровня «надо» в рамках потребностей данной возрастной категории.

Главный результат профориентационной работы в МОУ СОШ №5 - актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет активизации их психологических ресурсов, где наиболее важным является: процесс полноценного психологического и личностного развития учащегося; сформированность его мотивационно-потребностной сферы; наличие развитых интересов, способностей, высокий уровень самосознания; адекватность выбора профессионального пути в соответствии с личностными особенностями и потребностями социально-экономической сферы.

В соответствии с целями и задачами концепции профориентационной работы с учащимися в школы целесообразно выделить исходные принципы профориентационной работы:

- Безусловное соблюдение права на свободный выбор профессии в соответствии с приванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

- Согласование интересов личности и общества при определении профессионального пути.